Выдержки из общих правил конькобежных соревнований.
Судейская коллегия (жюри)
Устраивающий состязание Союз или О-во распределяет по своему усмотрению следующие должности для фигурных состязаний: главного судью, нечетное число (не менее пяти) судей для оценки результатов и необходимое число судей для вызова участников, для указания обязательных фигур, для измерения времени при произвольном катании и тому подобных распорядков во время состязания.
Главный судья
Главный судья разрешает все возникающие протесты и прочие спорные вопросы; он уполномочен также входить в рассмотрение происшедших нарушений правил и, в случае надобности, устранять от состязания некоторых участников.
Его решения являются окончательными и неоспоримыми. На фигурных состязаниях главный судья является председателем судейской коллегии, но сам отметок не ставит.
Дисквалификация
Если решением главного судьи будет установлено, что один из участников помешал другому, то таковой подлежит дисквалификации на данное состязание.
Падения и помехи
Падение не является препятствием для победы во всех отделениях. Личные несчастные случаи, происшедшие по вине самого конькобежца, не могут быть принимаемы во внимание судьями.
Участнику, которому помешали без вины с его стороны, судьи могут разрешить повторить соответствующую фигуру.
Правила соревнований в фигурном катании
Общие указания
При фигурных состязаниях различаются:
- одиночные состязания;
- парные состязания;
- групповые состязания.
В парных состязаниях могут участвовать совместно только пары одинакового состава (дама и кавалер, две дамы или два кавалера), а при групповых состязаниях-только группы с одинаковым числом и одинаковым составом участников.
Обязательные фигуры и произвольное катание
Одиночные фигурные состязания состоят из:
- исполнения заранее назначенных школьных фигур;
- произвольного катания в течение определенного числа минут без перерыва.
Присуждение первенства производится по совокупности результатов в обоих видах катания.
Записываться только на одни обязательные фигуры или на одно произвольное катание не разрешается.
Минимальные отметки
Для выигрыша состязания, победитель должен у большинства судей получить отметку <хорошо> (4) не менее, как за две трети обязательных фигур и за произвольное катание.
Исполнение обязательных фигур должно быть, по возможности, назначаемо на другое время дня, чем произвольное катание и, во всяком случае, ранее последнего, но, по возможности, в тот же день, и не далее, как накануне.
Парные и групповые состязания состоят из одного произвольного катания.
Судьи
Судьи должны ставить отметки независимо друг от друга.
Школьное катание
Обязательные фигуры
Обязательные фигуры избираются из списка школьных фигур в количестве не менее шести, при чем все они должны быть исполнены в обе стороны.
Порядок участников
Все участники вызываются один за другим в порядке доставшихся им по жребию стартовых, номеров и исполняют одну и ту же, заранее объявленную, фигуру. Записавшиеся после окончания срока записи, выступают первыми, в обратном порядке поступления их записей.
После каждой фигуры порядок участников должен меняться так, чтобы первый становился на последнее место. Исключение отсюда допускается, если участников только два, но не иначе, как с согласия обоих участников. Каждый участник должен явиться до истечения двух минут после его вызова по имени, в противном случае фигура отмечается, как неисполненная.
Исполнение фигуры с одного толчка
Каждая школьная фигура должна начинаться с места, т. е. с одного толчка свободной ноги (без разбега).
Фигуру следует начинать недалеко от места пересечения осей симметрии.
Переход с одной ноги на другую производится без задержки постановкою на лед свободной ноги, с перенесением на нее тяжести тела и с однократным отталкиванием той ногой, которая до сих пор служила опорой, а теперь становится свободною.
Каждая фигура должна быть проделана по 3 раза на правой и левой ноге.
Повторение происходит без остановки, как было указано выше.
Отметки
Каждая обязательная фигура оценивается отметками 0-6, которые означают:
- 0 — не исполнил фигуру;
- 2 — удовлетворительно;
- 4 — хорошо;
- 6 — безукоризненно;
1, 3, 5 представляют промежуточные ступени; дозволяется ставить 1/2 и 1/4, как дальнейшие промежуточные ступени. При постановке отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; во-вторых — положение тела и правильность движений; в-третьих — величина фигур и в-четвертых — покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования, по возможности, располагаются в указанном порядке.
Правильность рисунка
Для правильности рисунка необходимо соблюдение следующих условий: направление продольной и поперечной осей симметрии не должно изменяться при троекратном повторении фигуры. Продольною осью симметрии считается линия, проходящая через середину фигуры по ее длине и делящая ее на две равные части; поперечная ось проходит через середину фигуры под прямым углом к продольной оси.
Величина обеих половин фигуры (по ту и другую сторону от поперечной оси) должна быть приблизительно одинакова, расположение частей фигуры должно быть приблизительно симметричным относительно обеих осей.
Голландский шаг не должен иметь впадин и должен быть как можно полнее, т. е. конец должен быть близко к началу.
Тройка острием своим должна лежать на продольной оси симметрии и обе дуги должны иметь, по возможности, одинаковую величину.
Средняя дуга двойной тройки должна пересекать продольную ось фигуры под прямым углом; величина всех трех дуг должна быть приблизительно одинакова. Петля должна быть продолговатая, без заострения на конце; продольная ось петли должна совпадать с продольной осью симметрии, обе дуги должны иметь приблизительно одинаковую величину.
Параграф должен иметь плавную перетяжку, с переменой ребра конька на продольной оси фигуры. При исполнении целой восьмерки на одной ноге,перемена ребра должна происходить вблизи начальной точки первой дуги, а вторая дуга должна оканчиваться там же и иметь приблизительно тот же размер, что и первая.
При крюке и выкрюке не должно быть перемены ребра конька, повороты должны производиться поблизости продольной оси.
Скобка должна быть сделана на одном и том же ребре конька, как до, так и после поворота 1); острие скобки должно лежать на продольной оси фигуры; обе дуги должны иметь одинаковую величину.
Правильное положение тела и правильность движений
Для правильности положения тела и движений при исполнении фигур должно руководствоваться нижеследующими правилами, в пределах которых конькобежец может свободно проявлять свою индивидуальность, а судьи должны с таковой считаться.
Держаться следует прямо, не сгибаясь в бедрах, но свободно, без излишней неподвижности. Сильное сгибание колен и туловища допускается только в отдельные мгновения. Голову держать прямо. Свободная нога должна быть только немного приподнята надо льдом, но не должна волочиться по льду; носок свободной ноги должен быть вытянут и направлен наружу, а колено должно быть слегка согнуто. Свободную ногу надо держать обыкновенно сзади несущей ноги, свободно размахивая ею и помогая движению, но, не поднимая ее слишком высоко. Руки должны быть свободно опущены вниз и могут быть употребляемы, как и свободная нога, для помощи при движениях; но при этом не следует отводить локти и кисти рук слишком далеко от корпуса. Кисти рук, по возможности, не должны подниматься выше пояса. Пальцы не должны быть ни растопырены, ни сжаты в кулак.
Вообще следует избегать слишком сильных и угловатых движений, а также неуклюжести в движениях. В исполнении фигур не должно чувствоваться напряжения и усилий: оно должно производить впечатление легкости и свободы.
Произвольное катание
Очередь
При произвольном катании как при одиночных, так и при парных и групповых состязаниях, участники следуют друг за другом в порядке доставшихся им по жребию стартовых номеров. Записавшиеся по окончании срока записи пускаются в обратном порядке поступления их записей.
Сообщение количества протекших минут
Время считается от начала катания; каждая протекшая минута возвещается конькобежцам голосом и показыванием соответственной цифры. Для состязаний время произвольного мужского и парного катания определяется в 5 минут, дамского — 4 минуты без перерыва.
Место для произвольного катания должно быть симметрично огорожено. Форма его должна быть прямоугольная, не менее 35 метров в каждой стороне.
Оценка содержания программы и исполнения
При оценке произвольного катания рассматриваются отдельно:
- содержание исполненной программы (трудность и разнообразие);
- исполнение: связность, уверенность, правильность положения тела и движений.
Отметки ставятся 0 — 6 с тем же значением, как и при обязательных фигурах. При парных и групповых состязаниях, кроме того, в пункте 6 следует еще обращать внимание и на согласованность исполнения.
Отметки за обязательные фигуры и за произвольное катание
При одиночном состязании результаты устанавливаются на таблице каждого судьи. Отметка за каждую фигуру умножается на коэффициент (множитель) трудности этой фигуры.
Эти коэффициенты берутся из списка школьных фигур. На каждой таблице определяется для каждого участника сумма этих произведений, которая и дает общую отметку, или число очков за обязательные фигуры.
Отметки, поставленные за программу и за исполнение произвольного катания складываются вместе и сумма их умножается на особый множитель 1) , который объявляется при назначении состязания.
Это произведение представляет общую отметку или число очков за произвольное катание.
Множитель 1)
Упомянутый множитель должен быть выбран так, чтобы наибольшее возможное число очков за произвольное катание было равно, или немного меньше двух третей наибольшего возможного числа очков за назначенные обязательные фигуры.
Общее число очков
Сумма числа очков за произвольное катание и числа очков за обязательные фигуры, представляет общее число очков, полученное каждым участником у судьи, заполнившего отметками свою таблицу.
Порядок участников по результатам
Каждый судья должен согласно общего числа очков, получившегося на его таблице, разместить участников в последовательном порядке, при чем участник с наивысшим общим числом очков получает 1-е место, следующий 2-е и т. д.
Если в таблице у двоих или более участников окажется одинаковое общее число очков, то преимущество получает тот, у кого больше число очков за обязательные фигуры.
Если же числа очков за обязательные фигуры и за произвольное катание тоже одинаковы, то судьи отмечают порядок участников в своей таблице, не принимая во внимание занятых ими мест (т. е. по личному общему впечатлению).
Победители
Победителем считается тот, кто окажется поставленным на первое место у абсолютного большинства судей.
Если никто не имеет абсолютного большинства, то конечный результат определяется по сумме мест, полученных участниками у всех отдельных судей.
Если и по сумме порядковых номеров два или более участников стоят одинаково, то вопрос о первенстве между ними решается по сумме общих чисел очков на таблицах всех судей; если и это не приводит к окончательному выводу, то сравниваются суммы общих отметок за обязательные фигуры.
Второй и третий победители определяются таким же способом.
Подсчет судейских отметок должен производиться только по окончании произвольного катания.
Техника фигурного катания на коньках
Общие замечания
Рассматривая технику отдельных видов спорта и сравнивая их с характером движений тела при фигурном катании на коньках, приходится признать, что последнее стоит особняком от остальных видов физических упражнений.
Не ставя себе задачей достижение скоростных или силовых результатов, фигурное катание определяется следующими требованиями, предъявляемыми к нему установленными правилами соревнований. Так называемые <школьные> или обязательные фигуры состоят в исполнении на льду ряда рисунков, фигур (голландских шагов, параграфов, троек, скобок, петель и т. п.), причем к получаемому от скольжения конька по льду следу предъявляются строгие требования в смысле симметрии и правильности исполняемого чертежа. Это налагает на фигуриста значительное обязательство в смысле соблюдения правил исполнения отдельных фигур, а также приемов и характера движений. Поскольку же при оценке школьного катания в первую очередь принимается во внимание правильность выполненного рисунка, постольку внешняя сторона катания и красота движений обычно отходит на задний план.
Вторая, также зачетная часть программы соревнований — так наз. произвольное катание, согласно существующих правил предоставляет исполнителю полную свободу в выборе фигур, ограничивая выступающего лишь временем (1, 3 или 5 мин).
К произвольному катанию предъявляются требования наивысшей трудности выполняемых упражнений и наибольшей легкости и красоты их исполнения.
Отдел произвольного катания является поэтому весьма обширным и неопределенным. Возможности, которыми располагает фигурист, направили произвольное катание в процессе его развития по линии перенесения на лед движений классического балета.
Вполне естественно, что они были в значительной степени изменены под влиянием особых условий скольжения на льду, причем в процессе неоднократных изменений постепенно вырабатывалась своеобразная техника фигурного катания.
Под словом техника мы понимаем здесь качественную характеристику рационального и теоретически обоснованного выполнения фигуристом отдельных движений, обусловленных фигурным катанием и дающих в совокупности с индивидуальными особенностями исполнителя так называемый спортивный <стиль>.
Отметим, что нами устанавливаются только известные лимиты движений, в пределах которых допустимо полное приспособление техники катания к индивидуальности фигуриста, т. е., иначе говоря, нами устанавливаются лишь общие правила движений.
Мы будем вопреки установившемуся до сего времени обычаю рассматривать совместно школьное и произвольное катание. Делаем мы это на том основании, что оба эти вида катания покоятся на одном фундаменте общей спортивной тсхники
Различие между <школьным> и <произвольным> лишь внешнее и проистекает из целеустремленности движений.
Чтобы пояснить сказанное, позволим себе краткий экскурс в область истории возникновения и развития фигурного катания. Фигурное катание, по данным наших историков, берет начало в Америке, и основателем его явился всемирно известный Джаксон Гейнс, который показал впервые, что в искусстве катания ход зависит не только от толчка, но что при каждом новом повороте и вращении тела можно получить все новое и новое поступательное движение, пока хватит сил в мышцах.
Этот важный принцип и, с другой стороны, необыкновенная манера катания Д. Гейнса, полная свободы и .грации, открыли тогдашним конькобежцам новые горизонты, и знаменитый американец по справедливости считается основателем школы фигурного катания> (см. Н. А. Паннн-Коломенкин <Фигурное катание на коньках>, изд. 1910 г.).
При этом фигурное катание сразу же стало развиваться по двум направлениям: по линии черчения рисунков на льду (из которых возникли школьные фигуры) н по линии подражания балету, т. е. в направлении художественной разработки катания. Это дало основание многим утверждать, что фигурное катание состоит из двух различных частей, чуть ли не, противоположных друг другу.
В спортивных кругах шли нескончаемые споры о сущности фигурного катания.
Что возникло раньше: <школа> или <произвольный>? Что имеет больший удельный вес?
Возникали частые расхождения в оценке на соревнованиях катания того или иного фигуриста различными, судьями, что приводило к различного рода спорам и недоразумениям.
Конечно все недоразумения были бы рассеяны, если бы было принято понимание, что принципы катания, открытые Гейнсом, легли в основу и <школы> и <произвольного>. Разница между этими двумя видами возникла из того, что катание оценивали или с точки зрения рисунка, получавшегося на льду, или по впечатлению, какое производят на зрителя движения фигуриста. В этом последнем направлении требования художественности и сценичности произвольного катания значительно возросли, что и приблизило его к балету.
Это обстоятельство, однако, отнюдь не изменило принципов скольжения, почему мы и считаем вполне целесообразным признать их в целом для всего фигурного катания.
Изучая физическое упражнение, мы находим целый ряд его сторон, которые имеют то или иное значение для его техники и потому заслуживают нашего внимания. Можно с уверенностью сказать, что чем шире и многостороннее анализ, тем серьезнее будут сделанные выводы и основанная та них техника.
Изучая принцип движений фигуриста, мы будем рассматривать таковые в первую очередь с точки зрения основных законов механики.
Далее следует перейти к выявлению особенностей человеческого тела, которые определяют возможности фигурного катания, и затем на основе сделанных выводов можно приступить к проектированию техники фигурного катания, корректируя ее дополнительными соображениями художественной выразительности, легкости и красоты движений.
Основные движения при фигурном катании
При рассмотрении фигурного катания мы встречаемся с четырьмя характерными видами движений (которые составляют основу катания).
- Скольжение по некоторой плавной кривой линии, большей частью постоянного радиуса, величиной не менее 2-3 м.
- Повороты на 180° во время скольжения по кривой, причем в момент поворота конька характер кривой резко изменяется, так что радиус кривизны дуги (на участке поворота) по крайней мере в 4-5 раз меньше радиуса кривизны линия скольжения до и после поворота.
- Вращение тела катающегося вокруг вертикальной оси при незначительном поступательном движении.
- Прыжок, т. е. подбрасывание тела фигуриста, пря помощи резкого, толчка одной или обеих ног.
Время пребывания тела в воздухе при этом оказывается продолжительным настолько, что допускает сделать какое-либо дополнительное движение (разбрасывание ног и рук в разные стороны, скрещение ног или оборот тела в воздухе и т. п.).
При исполнении означенных движений, как в их чистом виде, так и в кооперированной сложной форме, фигурист пользуется несколькими элементарными приемами, вытекающими из возможности для каждого нормально развитого и соответственно тренированного человека:
- Производить толчок одной ногой, уперев ее ребром конька о лед.
- Скользить прямо или под некоторым наклоном ко льду на одной (занятой) ноге, неся другую (свободную) в воздухе.
- Вращать ступню занятой ноги вокруг вертикальной оси тела в горизонтальной плоскости или, иначе говоря, вращать тело вокруг вертикальной оси относительно направления движения.
- Вращать верхнюю часть теля в пояснице вокруг вертикальной оси тела.
- Помогать руками поддерживать равновесие наподобие (баланса или использовать .их в качестве маховика при вращении.
- Наклонять ступню занятой ноги вправо и влево.
- Сгибать ноги в коленях и ступнях, приседая и привставая, как бы пружиня и придавая этим мягкость и эластичность телу при скольжении.
Все эти элементарные движения являются теми основными приемами, которыми пользуется фигурист, и которые характеризуют технику искусства катания на коньках.
Механика фигурного катания
Теперь рассмотрим приведенные выше четыре основных вида движений в приложении к ним законов механики с учетом того, что исполнение этих движений достигается при помощи приемов, изложенных в предыдущем параграфе.
Если фигурист после толчка скользит по окружности, то на его тело, находящееся под наклоном ко льду (в сторону закривления) действуют две силы: сила инерции и сила тяжести (силу трения мы пока в расчет не принимаем).
Анализируя с точки зрения принципов механики зависимость между этими силами, можно перейти в формулировке полученного закона движения к выражению скорости поступательного движения фигуриста через угол наклона тела, вертикально ко льду. При этом получаем ответ на вопрос, какой наклон должен быть придан телу конькобежца при той или иной скорости движения по кривой.
Полученные аналитически выводы говорят что:
- при малых значениях угла наклона скорость приблизительно пропорциональна величине угла, т. е. находится от нее в очень простой зависимости;
- при более значительных наклонах ко льду (свыше 20-16°) скорость растет значительно быстрее угла.
Из вышесказанного может быть сделан (первый) практический вывод: большие наклоны ко льду требуют значительной поступательной скорости, поэтому таковые должны применяться с большой осторожностью, только при полной уверенности катающегося, что ему удастся набрать и сохранить нужную скорость достаточно долго.
Заметим теперь, что если фигурист движется по кривой переменной кривизны, то скорость связывается зависимостью с двумя величинами: радиусом кривизны и углом наклона 1,
Поэтому для достижения равновесия необходима строгая согласованность между величинами скорости у соответствующими (каждому моменту скольжения) значениями радиуса кривизны и угла наклона. Кривизна линии задается характером исполняемой фигуры, а скорость определяется в начале движения силой толчка, поэтому единственный прием, обеспечивающий равновесие тела при скольжении, — это регулирование фигуристом наклона ко льду.
Поскольку же скольжение по кривым линиям есть основная черта, характерная для фигурного катания, этот прием постоянно и везде применяется фигуристами, поэтому значительной частью техники фигурного катания является умение в любой момент движения изменить наклон на любой угол, что достигается путем перенесения через поверхность движения отдельных частных центров тяжести в направление желаемого приращения угла наклона.
Практически это осуществляется главный образом за счет перенесения в указанную сторону свободной ноги, находящейся первоначально в поверхности движения сзади или впереди тела. Такое перенесение свободной ноги может вызвать выпрямление и задней кривой в обратном направлении, причем на льду будет выполнена фигура, напоминающая собой латинскую букву S.
К такой же необходимости регулировки наклона приводит и расчет на трение 2.
Второй вид движения, часто встречающийся при фигурном катании, — это поворот на 180°, выполненный в процессе скольжения по кривой.
Самый поворот, хотя и производится обычно достаточно быстро, все же занимает достаточно значительный период времени, ребро конька продолжает полностью упираться об лед, и никакого бокового скольжения не получается.
В противном случае может быть смазывание следа, и даже падение.
На это в первую очередь оказывает влияние зависимость между наклоном конька и закривлением линии скольжения.
Фигурные коньки, как известию, являются прогнутыми выпукло к горизонту.
При наших рассуждениях нам не существенно, каков характер этой кривой (обычно это эллипс — для коньков системы <сальхов> и парабола — для системы <риттберг>) Поэтому предположим, что мы имеем дело с простейшей кривой, а именно с крутостью.
Если мы будем проектировать нашу кривую (изгиб конька) на наклонную плоскость, то получим эллипс.
Чем больше наклонная плоскость будет приближаться к горизонтам, тем больше будет приближаться радиус проекции кривой к радиусу кривизны кривой. В пределе отношение радиуса кривизны к его проекции будет равно единице.
Переходя теперь к рассмотрению скольжения конька по ходу, можно по аналогии с вышесказанным заметить, что кривизна может изменяться от характера прямой линии (при вертикальном положении конька) до окружности, равной радиусу конька.
Практически можно сказать: чем больше наклон конька ко льду, тем сильнее (в пределах кривизны конька) может закривляться линия скольжения.
Так, на очень прогнутых коньках, например, системы <яхт-клуб>, чрезвычайно легко исполнять самые изогнутые кривые.
Наоборот, на прямых коньках типа <гаген> (хоккейных) или норвежских (беговых) почти вовсе невозможно скользить по кривой.
Для устранения означенного препятствия пользуются тем, что фигурный конек, выпуклый к горизонту, будучи нормален ко льду, касается его одной точкой (практически немногими точками). Благодаря этому возможно вращательное движение наклоненного конька вокруг вертикальной оси.
В смысле возможности выполнения поворота здесь важно то, что поступательное движение, сообщенное коньку на каждом, самом маленьком отрезке пути, непрерывно изменяет свое направление благодаря наличию вращательного движения, поэтому правильная координация скорости вращения и поступательного движения делает возможным исполнение линий любой кривизны.
Не нужно думать, что при этом происходит скольжение конька поперек ребра (лезвия). Это вызвало бы неминуемое буксование и потерю опоры.
Явление здесь происходит несколько сложнее, а именно: опора веса тела переводится фигуристом с пятки на носок (при движении вперед), так что конек как бы перекатывается с пятки на носок. При этом каждая новая вступающая часть лезвия, до того момента не бывшая в работе, осуществляет роль опоры, в то время как отступающая задняя часть, находящаяся по другую сторону центра вращения, лежащего в некоторой точке на продольной оси конька, является <буксующей частью>.
Экспериментально это легко можно проверить, если исполнить на очень острых коньках, на безукоризненно чистом льду тройку или петлю, а затем опуститься на лед и рассмотреть след от конька. В большинстве случаев в месте поворота, т. е. во въезде в острие тройки (или крюка), виден отчетливо резкий след (следовательно, конек не буксует целиком), но в то же время на рисунке в указанном месте заметна тонкая ледяная пыль, получившаяся от срезывания тончайшего слоя льда буксующей частью конька. Наконец заметим, что при выполнении поворотов развивающаяся сила инерции вращения препятствует плавному скольжению в новой поверхности движения. Поэтому техника поворота должна строиться на основе сделанного исследования так, чтобы использовать по возможности все технические приемы, изложенные в п. 11.
Наиболее часто применяется сильное вращение плеч и рук в сторону нового закривления (после поворота) и перенесения центра тяжести также в сторону закривления за счет энергичной работы свободной ноги (крюк, скобка, тройка).
Вращательное движение является (теоретически) продолжением поворота, начатого тройкой, с той разницей, что не следует стремиться закончить движение, а, наоборот, усилить его еще большим, размахом рук и свободной ноги.
Здесь важно добиться того, чтобы вращение стало доминирующим движением, а затем путем постепенного притягивания конечностей усилить вращение 3
В частности автором настоящей статьи был выполнен низкий пируэт (волчок) в 60 оборотов, длившийся около минуты (Москва, 1931 г.).
Наконец последним разделом движения, резко отличающимся от всего остального катания своей необычайностью и эффективностью, являются прыжки.
Прыжки — это труднейшие упражнения из всего фигурного катания, подходить к изучению которых нужно весьма осторожно. Успех в освоении этого вида больше, чем в каком-либо друг зависит от глубины и качества теоретического анализа, проделанного фигуристом до начала тренировки, а в особенности во время ее, когда прыжок как говорится, уже <пошел> вчерне, но не хватает еще чего-то, чтобы окончательно закрепить технику, чтобы придать ему легкость и красоту, чтобы сделать его исполнение высокохудожественным
К сожалению, мы часто видим даже у самых хороших фигуристов, с прекрасными физическими данными, плохо исполненные на соревнованиях недоработанные прыжки. Причиной подобного результата чаще всего является недостаточно вдумчивое отношение к механической теории прыжка. Исполнение же хорошее и даже отличное на тренировках может носить случайный характер, так что настоящего знания фигуры не будет, подлинного мастерства не будет, и на серьезном выступлении этот прыжок легко может <подвести>.
Все это обязывает каждого серьезного фигуриста к внимательной детальной проработке теории прыжка.
В первую очередь нужно запомнить, что основными показателями качества прыжка являются: 1) высота прыжка, 2) продолжительность полета 3) красота и легкость исполнения.
Механика предоставляет в наше распоряжение следующие положения; 1)высота прыжка тела тем больше, чем вертикальней он выполнен и чем больше начальная скорость, 2) скорость полета тем больше, чем больше отношение толкающей силы к весу тела.
Из этих рассуждений можно сделать следующие выводы:
- приступая к тренировке прыжка, нужно подобрать такие технические приемы для элементарных движений тела, чтобы обеспечить полное использование толкающей силы;
- толчок не должен быть коротким, отрывистым, а, наоборот, полным, как говорят,глубоким;
- к моменту толчка поступательная скорость должна быть по возможности меньше, чтобы не влиять на уменьшение угла наклона равнодействующей к горизонту;
- важность отношения силы к весу тела обязывает фигуриста к известной диспропорции между этими величинами,, или к так называемому спортивному весу.
В заключение заметим, что современное фигурное катание стоит на столь. высоком уровне техники, что не может изучаться без соответствующей теоретической проработки вопроса. Многолетний опыт и практика примеров убеждает нас в том, что только путем сознательного изучения всей сложной механики на льду можно добиться и незаурядных результатов в фигурном катании на коньках!
М. Станкевич
<Физкультура и спорт>, 1934